04:58 

Senni
I want to believe...
20.03.2016 в 17:22
Пишет N.K.V.D.:

Русско-японская война 1904-05 гг. глазами японских художников-современников...
...или как официальная японская пропаганда представляла события войны с Россией своему населению.

Образцы формы одежды вооруженных сил двух столкнувшихся в жестоком противоборсте империй - Двуглавого орла и Восходящего солнца:
2000_087.jpg
Нужно признать, что японский рисовальщик имел представление об униформе Российской императорской армии и флота, однако примерно такое, как впоследствии костюмеры наиболее удачных голливудских фильмах о форме одежды Вооруженных сил СССР ;) Получилось легко опознаваемo, кое-что даже совпадает, но косяков множество, особенно в пропорциях.
Почти одинаковые бравые усатые физиономии российских воинов еще раз доказывают, что все-таки мы, "красноволосые круглоглазые гайдзины", для сынов Ямато всегда будем на одно лицо!

Интересна традиционная для кодекса Бусидо дань уважения противнику, т.е. русским:
- Достаточно неожиданное изображение Главнокомандующего всеми сухопутными и морскими силами Российской империи, действовавшими против Японии, генерала от инфантерии А.Н.Куропаткина:

Принимая во внимание оценки этого военного деятеля российскими современниками, сложно представить его вот таким - галопирующим с саблей наголо во главе своей кавалерии. Однако для менталитета населения Страны восходящего солнца подобный образ "уважаемого врага" - самое оно: тем больше славы доблестным войскам Ямато, победившим такого храбреца!


- Гибель командующего Тихоокеанской эскадрой вице-адмирала С.О.Макарова с броненосцем "Петропавловск", подорвавшемся на минах 31 марта 1904 г.:

Обратите внимание на надпись на английском языке, рассказывающую как броненосец "был взорван торпедой", что не соответствовало действительности, и это было хорошо известно всему миру, но с торпедой героичнее! Дорисовали на горизонте и вымышленный японский миноносец.
Однако исполненная достоинства фигура адмирала, которого уже захлестывают волны, и русские моряки на заднем плане, не оставляющие своего орудия, свидетельствуют о подлинном уважении, которое испытывало японское общество к этим людям, до конца исполнившим свой долг.

Друзья и недруги, отбросьте прочь мечи,
Не наносите яростных ударов,
Замрите со склоненной головой
При звуках имени его: Макаров.
Его я славлю в час вражды слепой
Сквозь грозный рев потопа и пожаров.
В морской пучине, там где вал кипит,
Защитник Порт-Артура ныне спит...
Враг доблестный! Ты встретил свой конец,
Бесстрашно на посту командном стоя.
С Макаровым сравнив, почтят героя
Спустя века. Бессмертен твой венец!
(Исикава Такубоку, японский поэт)

Но оставим Бусидо самураям. На полях Маньчжурии армии двух империи схлестнулись линиями позиций и стрелами маневров, словно два гигантских борющихся змея...
Фанатичную самоотверженность и превосходные боевые качества японских войск в 1904-05 гг. отрицать бессмысленно, однако в художественной интерпретации для общественности Страны восходящего солнца они приобрели совершенно эпические размеры.
Японская художественная пропаганда смакует первые боевые успехи: храбрые японские пехотинцы всегда устремлены вперед, российские - соответственно устремлены в бегство...

Форму и снаряжение своих солдат японские художники традиционно прорисовывают до мелочей, до пуговиц на гетрах. Достоверным изображением врага они заморачиваются не всегда: чего стоят эти великолепные фрики в сапогах на высоком каблуке и железнодорожных фуражках на нижней картинке!


"Когда ротный флажок падает из ослабевшей руки раненого, белый веер с красным кругом приобретает особое значение!"

Похоже, ярый самурай на картинке зарубил российских улан (которых на ТВД не было ни единого эскадрона), спешенных и вооруженных пехотными винтовками со штыком, но почему-то при шпорах (!!!).


А это вообще - песня! Победоносные войска божественного Микадо бьют и гонят... черногорцев!!!

Судя по характерным круглым шапочкам поверженных врагов - больше некому быть! Княжество Черногория действительно из солидарности с Россией в 1904 г. объявило войну Японии, и несколько черногорских добровольцев даже приняли участие в боевых действиях... Только вот сражались они в разных российских частях, а не кучей, и таких щегольских красных мундиров в армии этого маленького балканского государства никогда не было.


Кстати, на большинстве японских иллюстраций сухопутные войска Российской имп. армии почему-то гордо выступают под андреевским флагом (ИМХО, его было проще рисовать, чем сложные полковые знамена):



А вот изображение жаркого встречного боя:

Униформа российской пехоты выглядит вполне правдоподобно, правда в сочетании с какими-то фантастическими персонажами то ли в киверах, то ли в папахах и при газырях на мундирах (спешенных казачков, что-ли, художник имел в виду?); а единственный российский кавалерист вообще больше всего похож на конногренадера Лейб-гвардии (во время войны оставались в месте постоянной дислокации).


Вероятно, на нижеследующей картинке запечатлен какой-то конкретный эпизод, в котором отличился храбрый японский солдат, переплывший речку и атаковавший неприятеля в одних исподних портках:



Еще одна любимая тема самураев кисти, красок и туши - благородство японских войск по отношению к поверженному противнику, даже если он - "проклятый длинноносый гайдзин". Полевой госпиталь для русских пленных:

Справедливости ради следует признать, что в ту войну отношение японцев к военнопленным в основном было не просто корректным, а образцовым в сооответствии с недавно принятой Гаагской конвенцией о законах и обычаях войны, а также Женевской конвенцией 1864 г.
В медальоне сверху зачем-то нарисована сцена жестокого обращения российских солдат с местным китайским населением, видимо - для контраста с милосердием рыцарей Бушидо. Кому-кому, а "рыцарям Бушидо" об отношении к китайскому населению уместно было бы скромно помолчать после Японо-китайской войны десятилетней давности...

Впрочем, наряду с красочными агитками, встречаются и правдоподобные изображения ратного труда и лишений японских солдат и офицеров.

Атака в снегу:

Зябнут, бедолаги, в тоненьких мундирчиках... "Смелей, парни, согреемся в рукопашной! А мертвым вообще не холодно..."


"Орудия вперед! Навались, бездельники!!!"



А раненому офицеру на соломе в походной палатке грезится о мире, о семье, о возвращении домой...



Неизменное и неизбежное во все времена, у всех народов, на любой войне: Он пал на поле чести, и Ей осталось только оплакивать его...



"Лев зимой". Главнокомандующий японскими войсками в Маньчжурии маршал Ояма Ивао:

На примере ординарца, принесшего Ояме скромный обед, видно, как страдавшие в зимнюю кампанию 1904/05 гг. от холода японские войска натягивали на себя все, что только можно.


Отдельного рассмотрения заслуживает очередная любимая художественная сказка для японской публики - "лихое кавалерийское дельце".
Японская кавалерия против русских казачков, красные кафтаны которых наводят на мысль, что в распоряжении рисовальщика было изображение чинов Лейб-гвардии Казачьего полка (остававшегося в Санкт-Петербурге):

Надо признать, что кавалерия обеих сторон в войне 1904-05 гг. явно не блистала.
"(Российская) конница действовала в общем очень слабо. Она была многочисленна, но невысокого качества. Полноценными можно считать лишь три драгунских полка. Главную массу составляли казачьи полки 2-й и 3-й очереди. В зауральских казачьих войсках даже и первоочередные полки были плохо подготовлены и могли считаться, самое большее, отлично ездящей пехотой. Их офицерский состав был плох, за исключением прикомандированных из регулярной кавалерии, на которых и лежала вся работа. Стратегической разведки не производилось всю войну. Иррегулярной коннице и ее начальникам не хватало порыва и готовности пожертвовать собой. При столкновении с неприятелем казаки зауральских войск всегда хватались не за шашку, а за винтовку (сказывались охотничьи инстинкты), и в результате — полное отсутствие конных дел. На это жаловался и Куропаткин: «Хотя наши разведывательные отряды достигают силы в одну или несколько сотен, их зачастую останавливает десяток японских пехотинцев. Будь у казаков более воинственный дух, они атаковали бы противника в шашки». Со всем этим дух этих людей был неплох — им не хватало лишь надлежащего воспитания и хороших начальников. (...)
Японская конница была слаба количеством и качеством, но этим наши кавалерийские начальники совершенно не воспользовались."
(А.А.Керсновский. История Русской армии. Т. 3)
"Интересно, что за все время похода нам ни разу не пришлось столкнуться с японской кавалерией. Этот род оружия был у них плох и избегал столкновения с нами. За всю кампанию отмечены лишь две кавалерийских схватки: у сибирских казаков ген. Самсонова и у нас 1 мая, когда, благодаря песчаной буре, сотня уральцев подъесаула Железнова внезапно наткнулась на два эскадрона японцев, причем в кратком бою один был изрублен, а другой спасся бегством. Понятна поэтому наша радость, когда 16 июня в бою отряда под Ляоянвопой мы увидели, что 23 эскадрона ген. Акиямы двинулись против нас. Ген. Мищенко бросил на них бывшие под рукой 10 сотен Урало-Забайкальской дивизии... Увы, ген. Акияма не принял атаки, повернул и ушел за свою пехоту."
(А.И.Деникин. Путь русского офицера)


Но веселых художников это не смущает, и на полях рисовой бумаги японские кавалеристы продолжают бодро громить и регулярную русскую конницу, и казаков, выглядящих подчас совершенно опереточно...:

...или вполне реалистично, но вооруженных почему-то кортиками или длинными палашами:


Ну и конечно, как же не позлорадствовать, что у противника в тылу попал в катастрофу воинский железнодорожный эшелон!
Вот как это выглядело на деле:
"На 1424-й версте перегона Чебула — Ояш потерпел крушение воинский эшелон N 632 (штаб 87-го пехотного Нейшлотского полка). В железнодорожной катастрофе погибло 10 человек, тяжело ранено 28, легко ранено 50 человек нижних чинов. Первую помощь пострадавшим оказывал военный врач, находившийся в поезде. Сюда же срочно привезли фельдшера из Болотного. Вскоре со станции Обь прибыл вспомогательный поезд, на котором приехал участковый железнодорожный врач И. Абдрин. Раненых тут же отправили в военный лазарет..."

А вот так - с применением "художественного вымысла" по-японски:

Короче, готовьте гробы, гадкие круглоглазые гайдзины, а ведь вы еще до фронта не доехали!

ОСАДА ПОРТ-АРТУРА.
Кстати, отображение этого ключевого для ходя войны сражения в японской художественной пропаганде носит наиболее достоверный характер.

Яростный штурм:

В медальоне справа город-крепость сдает пузатый генерал Стессель, имеющий скорее психологическое, чем портретное сходство.


Масштабная панорама ночного штурма:



Полевой первязочный пункт под Порт-Артуром:

Приносят раненых, и японцев, и русских...


Взятие японскими войсками русского укрепления, вероятно, Курганной батареи или Высокой горы:

Оставшиеся в живых защитники, многие из которых ранены, сдаются в плен, а их командир стоит под знаменем, гордо скрестив руки на груди.
«Борьба за Высокую гору была битвой гигантов; ни одна страна в самую славную эпоху своей истории никогда не выставляла в поле солдат, которые дрались бы с таким упорством, храбростью и презрением к смерти, как русская и японская пехоты в те дни», — писал французский генерал Гранпре.


Военные корреспонденты на позициях японских войск:



Здесь у рисованной пропаганды Империи Ямато было обширное поле для деятельности, тем более, что победы японского флота в войне были эффектны и многочисленны, Российский же императорский флот фактически мог противопоставить им только последнее утешение побежденных: массовый героизм личного состава... Ну и уничтожение двух японских броненосцев на минах под Порт-Артуром 2 мая 1904 г. - эпизод, о котором, к сожалению, историки Русско-японской войны, как правило, упоминают вскользь.

Сразу хочется отметить несколько общих для большинства картинок моментов:
- боевые корабли и военно-морское вооружение в большинстве случаев изображены достаточно схематично - из соображений секретности?
- в японских "морских" картинках реже отдается должное мужеству врага (российских моряков), чем в "сухопутных".
- собственные потери также периодически признаются: погибнуть за императора - высокая честь для воина Страны восходящего солнца!

"Что ж, начинать? - Начнем, пожалуй."

Нападение японских миноносцев на корабли русской Тихоокеанской эскадры на внешнем рейде Порт-Артура в ночь на 27 января 1904 г. - первый акт войны:

Погибающий броненосец - явно "Цесаревич" или "Ретвизан", с той только существенной разницей между пропагандой и реальностью, что на деле оба были тяжело повреждены, а не потоплены.


Судя по полустертой английской надписи, тот же самый эпизод:
2000_067.jpg
Здесь веселые художники очень уж перестарались с масштабами победы: на картинке гибнет едва ли не половина всей российской эскадры, когда в действительности были выведены из строя три корабля.


Гибель российского броненосца "Петропавловск" (флагмана адмирала С.О.Макарова) близ Порт-Артура на японских минах 31 марта 1904 г.:

Интересный ракурс...


Адмирал Камимура Хиконодзё, командующий Вторым флотом Японии, в ожидании своего Цусимского триумфа знакомится со сводками с других ТВД в прессе:



Гибель японских броненосцев "Хацусе" и "Ясима" 2 мая 1904 г. у Порт-Артура на минах, выставленных российским минным заградителем "Амур". Японский миноносец подбирает спасающимхся моряков:


Цусима... Имя нарицательное страшного морского разгрома... Черная страница в истории Российского императорского флота и, пожалуй, самая крупная боевая удача за всю историю ВМС Японии.


На палубе японского боевого корабля во время морского сражения, разыгравшегося в Цусимском проливе 14-15 мая 1904 г.:
2000_085.jpg
Все выглядит очень героично и очень фантастично. Корабли сошлись практически на дистанцию абордажного боя (правда, миноносцы во время сражения порою сходились именно так, но здесь явно "звери покрупнее";). Японские моряки вооружены на магазинными "арисаками", а старыми капсульными ружьями. И - венец творения неизвестного японского мастера - российские боевые корабли, несущие в бою парусное вооружение!


Вполне достоверные эпизоды боевой работы артиллеристов, в орудийном каземате японского броненосца...
2000_380_13.jpg

...и на палубе крейсера:
2000_075.jpg


Ночная атака японских миноносцев на избитую в дневном бою российскую эскадру:


Сейчас как вдарит!


Совсем уж в жанре примитивного искусства:

Кстати, ружья на палубе погибающего русского корабля - не совсем уж фантазия художника. Участник Цусимского сражения Г.К.Граф, в то время ревизор на транспорте "Иртыш", в своих воспоминаниях "Моряки" описал, как для отражения ночной минной атаки матросам были выданы винтовки.


Гибнущий японский миноносец:

Боевая рубка сбита, в корпусе зияет пробоина, вокруг рвутся русские снаряды и волны вот-вот поглотят маленький кораблик... Удивительно, но экипаж не предпринимает ничего для борьбы за живучесть корабля или своего спасения. Командир со спокойствием фаталиста стоит на корме, другой молодой офицер сидит у его ног, а матросы добрались до запасов алкоголя и дружно напиваются, чтобы было не так страшно идти ко дну...
Что ж, такое вполне могло быть.


Сражение русских и японских миноносцев, не совсем понятно - во время Цусимского сражения, или где-либо еще:
Редкий случай, когда корабли изображены не схематически, а прорисованы довольно подробно.


Гибель российского крейсера "Рюрик" 14 августа 1904 г. в "Сражении крейсеров" в Корейском проливе:

Обратите внимание на Андреевский флаг "наоборот" ;)


Индивидуальные подвиги японский моряков, точную суть которых, не прочитав подписей, не поймешь. Можно предположить, что офицер остался на погибающем корабле...


...торпедист во что-то попал, а матрос что-то закрыл собой во время взрыва:



Подписание Портсмутского мирного договора, 5 сентября 1905 г:




ИСТОЧНИК: ru-history.livejournal



URL записи

@темы: Мастерская, чужое и прекрасное, РИ

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

ДраКошкин Дом

главная